Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Понятие, значение и роль референдума 6
1.1 Понятие референдума 6
1.2 Виды референдумов 9
Глава 2. Подготовка и проведение референдума в Российской Федерации 12
2.1. Подготовка референдума 12
2.2. Порядок проведения референдума 23
Заключение 30
Список использованных источников 33
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Согласно статье 3 Конституции Российской Федерации единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
При анализе современного российского законодательства российские авторы, такие как Гарькавченко О.Ю. в статье «Непосредственная демократия как форма осуществления местного самоуправления: некоторые вопросы теории», относят к императивным формам непосредственной демократии референдумы, отзывы депутатов, сходы граждан и пр. К консультативным формам прямой демократии относятся правотворческая инициатива, собрания граждан, публичные слушания и пр.
По мере формирования правовой системы Российской Федерации расширяется перечень форм непосредственной демократии. Так, Васильева Н.В., Пятковская Ю.В. в своем труде «К вопросу об использовании форм непосредственной демократии в целях обеспечения участия общественности в бюджетном процессе муниципального образования» обращают внимание на возникновение института публичных слушаний по вопросам местного бюджета .
Следует отметить и ст. 26.1 Федерального закона № 131-ФЗ , регулирующую инициативные проекты. Законодательство не ограничивает и существование других форм прямой демократии (ст. 33 Федерального закона № 131-ФЗ).
Внесение в Конституцию Российской Федерации (далее - Конституция РФ) в 2020 г. поправок свидетельствует о появлении новой формы непосредственной демократии в стране. На это обращает внимание Конституционный Суд Российской Федерации в своем заключении (Заключение КС РФ № 1-З ). Если в целом для законодательства, посвященного прямой демократии, характерна стабильность в плане существующих форм и механизма осуществления народом своей суверенной власти, что не исключает дальнейшей детализации и появления новых институций, то для общероссийского голосования, проведенного в 2020 г. по поводу внесения поправок в Конституцию РФ, создан новый механизм правового регулирования.
Референдум Российской Федерации на ряду со свободными выборами является высшим и непосредственным выражением власти народа. Именно через референдум граждане осуществляют свое право на непосредственное участие в осуществлении государственной власти.
Актуальность данной темы состоит в том, что непосредственной формой выражения воли народа выступает референдум, который и предохраняет государство и общество в целом от столкновений. Право народа на восстание против власти, которое действует не в его интересах, в какой-то мере подавляется институтом всенародного голосования, когда сам народ мирным способом ставит точку в данном дискурсе.
В отечественной правовой науке теоретико-правовые положения, а также проблемные вопросы его функционирования проанализированы в неполной мере. Однако известно, что этот институт крайне важен для конституционного формирования современных демократических государств, одной из главных целей которых выступает построение правового государства и сформированного гражданского общества. Подлинно демократический референдум обнаруживается тем объединяющим звеном между государством и гражданином, позволяющим не только вырабатывать на широкой социальной базе правовую основу государства, но и поднимать на новейший уровень правосознание и правовую культуру населения государства.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения, складывающиеся в области избирательного права, в частности проведения референдума.
Предмет исследования составили нормы права, регулирующие выше обозначенные отношения.
Целью данной работы является раскрытие понятия референдума, изучить институт референдума в современном Российском законодательстве.
Исходя из цели основными задачами исследования являются:
1) определение понятия референдум;
2) анализ роли и сущности референдума;
3) выделить виды референдума;
4) определить основные этапы и стадии проведения референдума.
Методами исследования данной работы являются: сравнительный анализ; метод комплексного исследования; структурный анализ.
Нормативную основу работы составили Конституция Российской Федерации и кодексы, другие нормативные правовые акты.
Теоретическую основу исследования составили труды российских авторов в сфере избирательного права по вопросам, которые имеют отношение к теме исследования. Практическая значимость состоит в том, что выводы представленные в работе, можно использовать при изучении таких дисциплин, как «Избирательное право», «Избирательный процесс» и т. д.
Глава 1. Понятие, значение и роль референдума
1.1 Понятие референдума
Референдум, как форма непосредственной демократии выступает далеко не свежей формой непосредственного участия населения в решении разнообразных социально-экономических и политических проблем, а также в разрешении территориальных и других внутренних и межгосударственных вопросов. За период существования института референдума в Европе на национальном уровне проведено более ста народных голосований. После I Мировой войны институт референдума вошел в конституции некоторых европейских стран. После II Мировой войны усилился процесс последующего формирования и улучшения данного института. В особенности актуален референдум был в 60-80 годы. На сегодняшний день референдум указан Конституциями более двадцати стран.
В нашей стране говорить о референдуме начали в начале прошлого столетия, правда, особая комиссия по созданию проектов главных законов при Временном правительстве официально высказалась против данного института, опираясь не только на отсутствие демократического опыта в государстве, но и мнения структурно организационного характера. Большое количество членов данной комиссии полагали, что создание верхней палаты формирующегося российского парламента снимает надобность референдума,
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, дата обращения 24.04.2022.
2. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ (ред. от 30.12.2021) «О референдуме Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 05.07.2004. - № 27. - Ст. 2710.
3. Заключение Конституционного Суда РФ от 16.03.2020 № 1-З «О соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не вступивших в силу положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», а также о соответствии Конституции Российской Федерации порядка вступления в силу статьи 1 данного Закона в связи с запросом Президента Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 23.03.2020. - № 12. - Ст. 1855.
4. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 06.10.2003. - № 40. - Ст. 3822.
5. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // Собрание законодательства РФ. - 16.03.2020. - № 11. - Ст. 1416.
6. Постановление Центральной избирательной комиссии от 20 апреля 2005 г. № 143/981-4 «О заключении Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по вопросам, предлагаемым для вынесения на референдум Российской Федерации Московской городской региональной подгруппой инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации» // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 25.04.2022.
7. Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 8 августа 2018 г. № 174/1410-7 «О вопросе, предлагаемом для вынесения на референдум Российской Федерации Московской городской региональной подгруппой инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации, подавшей 4 августа 2018 года ходатайство о регистрации в Московскую городскую избирательную комиссию» // Сайт Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. URL: http://www.cikrf.ru/activity/docs/postanovleniya/40462/, дата обращения 25.04.2022.
8. Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 17 октября 2018 г. № 186/1459-7 «Об инициативах проведения референдума Российской Федерации» // Сайт Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. URL: http://www.cikrf.ru/activity/docs/postanovleniya/40970/, дата обращения 25.04.2022.
Научная и учебная литература
9. Амара М.И., Старостина И.А. Конституционный референдум в России и Японии: прошлое, настоящее, будущее // Конституционное и муниципальное право. - 2014. - № 8. - С. 34 - 41.
10. Ауэр А. Референдумы в Швейцарии // Сравнительное конституционное обозрение. - 2014. - № 3 (48). - С. 152 - 153.
11. Бадретдинов И.Р. Общенародное голосование в контексте форм прямой (непосредственной) демократии в Российской Федерации // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2020. № 3(89). С. 34.
12. Безруков А.В. Конституционное право России: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юстицинформ, 2015. - 304 с.
13. Васильева Н.В., Пятковская Ю.В. К вопросу об использовании форм непосредственной демократии в целях обеспечения участия общественности в бюджетном процессе муниципального образования // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2020. № 4(52). С. 50.
14. Гарькавченко О.Ю. Непосредственная демократия как форма осуществления местного самоуправления: некоторые вопросы теории // Государственное управление. Электронный вестник. 2012. Вып. № 35.
15. Гребенюк В.В. Проблемы конституционно-правового регулирования предмета референдума в Российской Федерации // Advances In Law Studies. 2018. Т. 5. № 4. С. 349 - 360.
16. Дзидзоев Р.М. Конституционные поправки 2020 г.: процессуальные вопросы // Международный журнал конституционного и государственного права. 2020. № 3. С. 19.
17. Ильин В.А., Морев М.В. Кредит доверия Президенту подтвержден. Достижение целей социально-экономического развития до 2024 - 2030 гг. в тумане // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2020. Т. 13. № 4. С. 29.
18. Как по-русски «демократия»? // Российская газета. - 2014. - 10 января.
19. Кальяк А.М. «Конституционализация» законодательства о референдуме РФ // Конституция Российской Федерации и проблемы построения демократического общества и правового государства: Доклады международной научно-практической конференции, посвященной 15-летию принятия Конституции (г. Новосибирск, 10 - 11 декабря 2008 г.). Новосибирск: СибАГС, 2009. С. 179 - 182.
20. Клычев Р.А. Конституционализация правового регулирования референдума как инструмента реализации народовластия // Конституционное и муниципальное право. 2019. № 4. С. 14 - 17.
21. Кокотов А.Н. Конституционное право России: Курс лекций. - М., 2014. - С. 270 - 282.
22. Курячая М.М. Проблемы реализации права граждан на референдум // Право и политика. 2005. № 9. С. 11 - 21.
23. Марков Р.С., Поляков Е.С. Конституционно-правовой статус общероссийского голосования по поправкам к Конституции Российской Федерации // Тамбовские правовые чтения имени Ф.Н. Плевако. Тамбов, 2020. С. 182.
24. Рослай Е.А.Референдум – коробка конфет, начиненная динамитом, или институт народовластия? // Политика. Экономика. Общество – №4. - 2010. - С.32.
25. Соколов М.В. Проблемы правового регулирования общероссийского голосования по поправкам к Конституции России // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2020. № 3(43). С. 160.
26. Трыканова С.А. Организационно-правовые основы проведения местного референдума как института непосредственной демократии: теория и практика // Государственная власть и местное самоуправление. - 2011. - № 7. - С. 23 - 26.
27. Хорунжий С.Н. Общероссийское голосование как субсидиарная форма реализации конституционного права граждан на участие в управлении делами государства // Мониторинг правоприменения. 2020. № 3(36). С. 9 - 15.
28. Чеботарев Г.Н. Конституционное право граждан на внесение изменений в Конституцию Российской Федерации // Государство и право. 2020. № 12. С. 8 - 9.
29. Шахрай С.М. Планы партий - драма народа, или многопартийность: нужно ли второй раз наступать на те же грабли? // История государства и права. - 2012. - № 24. - С. 45 - 50.